Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральные государственные стандарты установлены в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании в РФ» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
В основу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт скачать документ включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС образовательные области
Социально – коммуникативное развитие:
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие:
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).
Физическое развитие:
Развитие физических качеств;
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
Правильное выполнение основных движений;
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Овладение подвижными играми с правилами;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Дополнительную информацию вы можете найти на сайте: https://fgos.ru
Внедряем ФГОС дошкольного образования
на Федеральном уровне:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249.
- Федеральный институт развития образования, 2014 г. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста».
на Региональном уровне:
- Приказ Департамента образования Белгородской области от 6 марта 2014 г. № 745 «Об утверждении Плана действий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях Белгородской области».
- Инструктивно-методическое письмо Департамента образования Белгородской области «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году».
на Муниципальном уровне:
- Приказ отдела образования администрации Красненского района Белгородской области от 18 марта 2014 г. №231 «Об утверждении дорожной карты по реализации направлений ФГОС дошкольного образования».
- Приказ отдела образования администрации Красненского района Белгородской области от 18 марта 2014 г. №233 «О создании рабочей группы по реализации направлений ФГОС дошкольного образования».
в Учреждении:
- Приказ ОУ о разработке и утверждении «дорожной карты», наличие «дорожной карты».
- Приказы ОУ о создании рабочей группы, обеспечивающей введение ФГОС ДО в ДОУ.
- Приказ ОУ об утверждении Положения о рабочей группе, наличие Положения о рабочей группе.
- Приказ ОУ об организации образовательного процесса по ФГОС ДО.
- Приказ ОУ о разработке основной образовательной программы ДОУ.
- Приказ ОУ об утверждении основной образовательной программы ДОУ.
- Приказ ОУ об утверждении режима дня, расписания (сетки образовательной деятельности).
- Приказ ОУ об утверждении годового календарно-тематического плана, годовой комплексно-тематический план.
Положение об образовательной деятельности
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО
Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в соответствии с ФГОС ДО
Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
Положение о внутренней системе оценки качества образования
Положение о планировании воспитательно - образовательного процесса